Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титову в рамках пленарной сессии IX Всероссийского съезда собственников независимых сетей призвал участников рынка кооперироваться и создавать свои логистические центры. По его словам, в сложных экономических условиях такая модель поведения наиболее подходящая.
— Экономическая парадигма меняется, ВВП страны снижается. Отсюда проблема внутреннего спроса. Именно поэтому нам необходимо думать о новых технологиях продаж, маркетинге, об особом подходе к товару, который должен быть на полке. Сейчас необходимо изменять свои бизнес модели, экономить, для того, чтобы быть конкурентоспособным. Логистические центры и кооперация дадут возможность дешевле пропускать товары, — пояснил Титов.
Он добавил, что появились прецеденты, когда некоторые региональные сети не выполняют своих финансовых обязательств перед производителями товаров. Именно поэтому необходимо создать системы гарантий, как часть саморегулирования рынка. Так, хорошим примером стали кассы взаимопомощи.
Зашла речь и о внедрении единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в рознице. Напомним, что с середины 2016 года должен заработать электронный учет продаж спиртных напитков в магазинах. Крупная розница — «Магнит», X5 Retail Group, «Дикси» — начала тестировать вместе с Росалкогольрегулированием розничный ЕГАИС в 2013 году. Всего в эксперименте участвовало более 600 магазинов почти с 2000 касс. В начале 2014 года к тестам подключилась и более мелкая розница.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктора Звагельского, РАР отчиталось во все профильные ведомства об успешном тестировании ЕГАИС в рознице и ее готовности к запуску, хотя механизм учета розничных продаж алкоголя до конца не проработан. «Внедрение ЕГАИС в следующем году может привести к коллапсу на рынке. Одним из выходов может стать обращение к бизнес-омбудсмену Борису Титову с просьбой перенести сроки полноценного запуска ЕГАИС в рознице», — добавил Звагельский.
Титов, в свою очередь, высказал готовность оказать содействие. Также он добавил, что закупка оборудования для учета продаж алкогольной продукции — один из сложных вопросов для участников розничной торговли: «Мы можем подумать над тем, чтобы финансировать покупку оборудования через институты развития. Необходимо вместе сформулировать позицию и обратиться в правительство».
Не обошли и больную для сетей тему изменения закона «О торговле». Поясним, что в поправках к закону предлагается снизить допустимый размер совокупных выплат сетям от поставщиков до 3% (сейчас только ретробонус, или премия за объем закупки, составляет 10%) и сократить сроки оплаты поставленной продукции до 5-35 дней в зависимости от сроков хранения продукции (вместо сегодняшних 10-45 дней). Как считают парламентарии, инициированные поправки позволят поддержать российских производителей и бороться с недобросовестной конкуренцией. Представители сетей, в свою очередь, недовольны предлагаемыми поправками. Они полагают, что изменения приведут к сужению ассортимента товаров и росту цен.
— Ужесточение закона «О торговле» качественно не изменит ситуацию. Не смотря на то, что нынешний закон далеко не совершенен, давайте сначала заставим его работать, а потом уже будем его изменять, — отметил Титов. — Предлагаемые поправки загонят бизнес в тень.