шаблоны wordpress.
Контрольно-надзорная деятельность под пристальным вниманием. Уполномоченный по защите прав предпринимателей принял участие в координационном совещании ГФИ по Оренбургской области с руководителями территориальных органов
27 мая в Доме Советов прошло совещание главного федерального инспектора по Оренбургской области Сергея Гаврилина с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Виктор Коршунов выступал с первым докладом «Вопросы осуществления анализа результатов проверок предпринимателей, проводимых контрольно-надзорными органами, а также обоснованности санкций за административные нарушения».
Только накануне совещания Борис Титов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте России, представил Владимиру Путину Доклад, в котором обозначены наиболее важные проблемы российского бизнеса и предлагаемые пути их решения. Борис Титов отметил, что Доклад стал итогом совместной работы Института Уполномоченного и всех ведущих российских бизнес-ассоциаций. Во время его подготовки было проведено 57 региональных СИТАнов и 35 отраслевых. В 2015 году к работе над Докладом присоединились 1432 общественных бизнес-омбудсмена на муниципальном уровне.
В докладе Борис Титов назвал большой проблемой для бизнеса административные барьеры, выраженные, прежде всего, в виде проверок. По его данным 67 процентов российских компаний подверглись проверкам в 2014 году. При этом четверть из них имела более четырех проверок в год. В этой связи он выдвинул идею ограничить число плановых проверок одной компании тремя в год. Виктор Коршунов, Уполномоченный в Оренбургской области, своим выступлением на совещании поддержал и продолжил вопрос, поднятый Титовым.
Виктор Коршунов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области, эксперт регионального отделения ОНФ: на сегодня сложился основной набор системных проблем в сфере контрольно-надзорной деятельности. Их пять. И в своей работе институт Уполномоченного нацелен не только на выявление и описание этих проблем, но и на разработку конструктивных предложений их решения.
Первая проблема касается несоразмерного и избыточного давления со стороны контрольно-надзорных органов на бизнес. Снизить давление поможет риск-ориентированный подход и ограничение числа проверок. Также было предложено распространить действие надзорных каникул не только на малый, но и на средний бизнес.
Вторая проблема – уклонение контрольно-надзорных органов от обязательных требований закона №294, что в свою очередь не позволяет предпринимателям использовать эффективные механизмы защиты своих прав. Решить эту проблему поможет уменьшение числа изъятий и ограничений из сферы действия закона до первоначального уровня (2008 год) и обязательное согласование с прокуратурой проведения административных расследований и возбуждения дел об административных нарушениях.
Третьей проблемой Виктор Коршунов назвал ограниченность доступа предпринимателя к информации о законности проверки, ее основаниях и предмете, согласованности прокуратурой участвующих в проверке органов власти. Чаще всего эта информация становится известна бизнесмену только после обращения в суд или прокуратуру для оспаривания результатов проверки. Избежать подобных ситуаций возможно при создании Единого реестра проверок. После согласования с прокуратурой проверка получит уникальный номер, и вся информация о ней будет появляться в реестре в широком доступе. В противном случае проверка должна признаваться незаконной, и ее проведение не должно допускаться.
Четвертая системная проблема – это несовершенство, непрозрачность и неуправляемость системы обязательных требований, многие из которых давно устарели, а другие не связаны с безопасностью товаров, работ, услуг. Перечень обязательных требований не доступен подконтрольным субъектам. Во многих отраслях до сих пор применяются акты СССР и РСФСР, содержащие морально устаревшие требования. Решить эту проблему можно только запретив применение требований, установленных в СССР и РСФСР. Правительство РФ должно утвердить и ввести в действие соответствующие аналогичные акты.
И последняя проблема, которую озвучил Уполномоченный, касается внеплановых проверок, причиной которых служат обращения граждан, не соответствующие действующему законодательству, либо сфальсифицированные. За контролирующими органами не закреплена обязанность проверять достоверность сведений о гражданах, указанных в обращениях, что дает возможность для организации «заказных» проверок. Необходимо внести изменения в законодательство, чтобы проверялась достоверность данных заявителя и была возможность признать проверку незаконной, если данные не соответствуют действительности.
Виктор Коршунов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области, эксперт регионального отделения ОНФ: В целом, идущая в России реформа контрольно-надзорной деятельности, призвана облегчить административную нагрузку на бизнес. И институт Уполномоченного в Оренбургской области продолжит работу по созданию комфортных условий для развития предпринимательства в нашем регионе.