шаблоны wordpress.
Президент подписал изменения в закон о «Защите конкуренции», облегчающие бремя антимонопольного контроля МСП
3 июля президент Путин подписал закон №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон существенно облегчает тяжелое бремя антимонопольных проверок, которое сегодня лежит на малом и среднем бизнесе.
Избыточность антимонопольного контроля в России являлась одной из тем, которые фигурировали во всех трех ежегодных докладах Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту РФ. «К административной ответственности привлекаются субъекты, в принципе не способные существенным образом влиять на состояние конкуренции, — констатируется в докладе. — При этом территориальные границы рынка сужаются таким образом, что предприниматель с годовой выручкой не более 60 млн. рублей может быть признан монополистом со стопроцентной долей рынка».
Результаты такого подхода не удивительны. Федеральная антимонопольная служба завалена тысячами дел по мелким поводам. Малый бизнес страдает, а у самих контролеров не хватает времени, чтобы обратить внимание на действительно серьезные нарушения.
Теперь ситуация должна измениться.
Меньше 400 млн.? Антимонопольный иммунитет!
Закон №264-ФЗ устанавливает, что не может быть признано доминирующим на рынке положение юридического лица, в состав учредителей которого входят исключительно физические лица, а суммарная выручка за год не превышает 400 млн. руб. Норма не распространяется на юридические лица, доля в которых (вне зависимости от ее размера) принадлежит иным юрлицам, государству, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Антимонопольный иммунитет распространяется и на ИП с годовой выручкой не более 400 млн. руб. Исключение – если данный ИП одновременно является учредителем (соучредителем) того или иного юрлица.
Меньше 400 млн.? Соглашения разрешаются!
Разрешаются соглашения между субъектами рынка, суммарная годовая выручка которых не превышает 400 млн. руб.
Меньше 400 млн.? С торговой сети снимается контроль!
Иммунитет для субъектов МСП с годовой выручкой не более 400 млн. руб. распространяется и на антимонопольные статьи закона «О торговле…». Важное замечание — ограничения, накладываемые законом на торговые сети, не действуют, если оборот такой сети укладывается в указанный предел. Разумеется, речь идет о сети из нескольких ларьков или павильонов.
Другие важные изменения
Внеплановая выездная проверка ФАС в отношении субъекта МСП теперь возможна только по согласованию с прокуратурой (за исключением объектов естественных монополий и картельных проверок).
Отдельные сделки с акциями или имуществом коммерческих организаций подлежат согласованию с ФАС, если стоимость активов покупателя превышает 400 млн. руб. (было 250 млн.).
Массовые нарушения прав предпринимателей при внеплановых проверках ФАС.
В 2015 году ФАС России было проведено 6070 проверок, из которых 5514 проверок были внеплановыми. Таким образом, доля внеплановых проверок составила более 90%. В 66% внеплановых проверок основанием для их проведения явилось получение заявлений физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления и СМИ. Из всех проведенных внеплановых проверок в 3069 случаях были выявлены нарушения. Следовательно, каждая вторая проверка не установила нарушений, а значит, компании подверглись избыточному контролю. Массовые внеплановые проверки оказывают на бизнес крайне негативное влияние, предприниматели несут финансовые потери, во время проверок деятельность компаний блокирована.
1) Для проведения внеплановой проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства не требуется никаких дополнительных согласований, кроме письменной санкции руководства ФАС России.
2) ФАС России проводит внеплановые выездные проверки по статьям 11 (антиконкурентные соглашения) и 16 (антиконкурентные соглашения и согласованные действия органов государственной власти) Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» внезапно, без предварительного уведомления проверяемого лица о проведении внеплановой проверки.
3) Выездные внеплановые проверки зачастую проходят с существенными процессуальными нарушениями: тотальное изъятие документов и информации, неограниченный «осмотр», по сути, является обыском в помещении проверяемого лица, получение копий на практике означает изъятие информации с компьютеров – все эти действия означают прямое вмешательство в деятельность предпринимателей. Подобная практика, по сути, превосходит полномочия, предоставленные правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а отсутствие детальной регламентации осуществления проверочных мероприятий (по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством) ограничивает права предпринимателей на защиту законных прав на этапе административного разбирательства в антимонопольном органе, в суде и в правоохранительных органах. Никакой спецификой антимонопольных дел нельзя объяснить, почему закон не требует для антимонопольных мероприятий, схожих с производством процессуальных действий в рамках уголовного дела, необходимость получения санкции суда или прокуратуры. Тем более, что сведения, полученные в ходе внезапных (внеплановых) проверок могут быть впоследствии использованы для возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК РФ.
Таким образом, предложения института Уполномоченного большей часть реализованы. Однако мы предлагаем пойти дальше:
Поднять порог выручки для признания положения субъектов МСП доминирующим с 400 млн. до 800 млн. руб.
Распространить антимонопольный иммунитет и на те юридические лица, учредителями которых являются иные юрлица (за исключением случаев естественной монополии).
Установить допустимость «вертикальных» соглашений, а также координации экономической деятельности и согласованных действий субъектов МСП, если суммарный оборот затрагиваемого рынка не превышает 800 млн. руб.
Установить допустимость «иных» соглашений (ч.4 ст.11 закона №135-ФЗ), а также координации экономической деятельности (ч.5 ст.11 №135-ФЗ), если суммарная доля участников на соответствующем рынке не превышает 20%.
Источник: http://ombudsmanbiz.ru/